Copyright © 2001-2019 

Факультет искусств МГУ имени М.В. Ломоносова
При перепечатке текстовой информации и фотографий ссылка на сайт обязательна

г. Москва, Б. Никитская, д. 3, стр. 1

+7 495 629 56 05

info@arts.msu.ru

Кафедра театрального искусства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заведующая кафедрой – Елена Николаевна Куриленко,

профессор, кандидат искусствоведения,

заместитель декана факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова,

член координационного совета по области образования «Искусство и культура» при Министерстве науки и образования РФ, заместитель председателя Федерального учебно-методического объединения укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «Искусствознание»,

член Союза композиторов и Союза театральных деятелей России.

Наши преподаватели

Кафедра театрального искусства была основана в 2003 году. Научная, педагогическая и творческая работа профессорско-преподавательского состава кафедры направлена на подготовку специалистов новой формации.

Опираясь на традиции классического университетского образования и на опыт работы творческих вузов, в которых готовят профессионалов зрелищных видов творчества, кафедра разрабатывает инновационную базу общепрофессиональной и специальной подготовки будущих бакалавров и магистров искусства в области драматического, балетного и музыкального театра, а также специалистов для работы в современных направлениях творчества (композиция, аранжировка, вокальное и инструментальное исполнительство в области эстрадно-джазовой и рок-музыки, в жанрах мюзикла, рок-оперы, шоу-представлений и др.)

Направление работы кафедры позволяет решать задачи подготовки кадров, способных отвечать запросам современности, которые диктует глобализация, гибридизация и спецификация жанров и форм сценического искусства.

В творческих вузах, как правило, исполнители-творцы и искусствоведы (театроведы, музыковеды, балетоведы и др.) обучаются по разным образовательным программам. На кафедре театрального искусства актеры, режиссеры, танцовщики, хореографы, композиторы, аранжировщики, эстрадно-джазовые и рок исполнители не только постигают основы создания и исполнения произведений сценических искусств, педагогической деятельности, но и получают опыт научной работы - аналитической, исследовательской. Дисциплина «Практика художественной критики» формирует у студентов интерес к редакторской и критической деятельности в различных сферах приложения знаний и опыта.

Такого рода новации связаны как с современным периодом развития искусства, так и с заботой о будущем выпускников, которые сегодня должны быть готовы к различным сферам приложения своих знаний и опыта. От актера, режиссера, танцовщика, хореографа, композитора, аранжировщика, эстрадно-джазового и рок исполнителя практика сегодняшнего дня зачастую требует овладения «смежными» навыками. Актер поёт, эстрадный вокалист танцует, режиссер, хореограф подбирают, а то и сочиняют музыку и так далее.

Данный метод подготовки кадров отвечает запросам мировой художественной практики, которая требует дальнейшего научного, комплексного осмысления всего многообразия сценического творчества, процессов взаимодействия и взаимовлияния его жанров и стилистических направлений.

Кроме перечисленных направленностей кафедра открыла новые возможности: подготовка ведущих телевизионных и радио программ. Студенты данного профиля кроме своих особых дисциплин («Основы дикторского мастерства», «Дикторская речь на радио», «Мультимедийное обеспечение работы диктора на радио», «Дикторская речь на телевидении», «Дикторская речь на массовых мероприятиях», «Сценическая речь: постановка речевого голоса, дикция, нормы литературного произношения» и др.) посещают занятия, формирующие актерское мастерство, а также вокал, что необходимо для правильной постановки дыхания и голоса.

Задачей кафедры является, с одной стороны, чтение общих лекционных курсов (в модуле дисциплин «Интегративное искусствознание» читаются лекции «Теория и история театрального искусства», «Теория и история хореографического искусства» и др.), а также общепрофессиональные и специальные дисциплин для студентов, выбравших определенный профиль обучения. 

 

Профили подготовки в бакалавриате

Ведущий телевизионных и радио программ

Руководитель творческой мастерской:

Евгений Александрович Хорошевцев – Народный артист России, диктор протокольных мероприятий Президента Российской Федерации, профессор факультета искусств МГУ имени М.В.Ломоносова.​

 

Эстрадно-джазовое исполнительство и педагогика

Руководитель творческой мастерской:

Владимир Иванович Коробка – эстрадно-джазовый исполнитель, педагог, саунд-продюсер, композитор, аранжировщик, дирижер, автор текстов вокальных произведений.

Композиция музыкально-сценических жанров

Руководитель творческой мастерской:

Татьяна Алексеевна Чудова – композитор, профессор Московской консерватории имени П.И.Чайковского, Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии Ленинского комсомола, член Союза композиторов России.

Педагогика классического танца

Руководитель творческой мастерской:

Юрий Юрьевич Ветров – Заслуженный артист РФ, доцент, солист и хореограф-постановщик Большого театра.

Исполнительство и педагогика бального и латиноамериканского танца

Руководитель творческой мастерской:

Анна Александровна Безикова – доцент, кандидат педагогических наук, мастер спорта международного класса по спортивным бальным танцам, 8-ми кратная чемпионка России, 3-х кратная вице-чемпионка Мира, 3-х кратная чемпионка Европы.

Профиль обучения студента обеспечивается по двум видам деятельности: теоретической и творческо-исполнительской. Базовым направлением профилизации бакалавров и магистров является теоретическая подготовка.

По-новому разработанный творческий, исполнительский цикл дисциплин позволяет студентам получить знания, практические навыки в области театрального и хореографического мастерства, в разных видах эстрадно-джазового вокального и инструментального творчества, композиции и аранжировки.

По кафедре читаются следующие общепрофессиональные и специальные курсы лекций и проводятся практические занятия:

«История музыкально-сценических жанров», «История эстрадной и джазовой музыки», «Эстрадно-джазовое пение: постановка голоса, основы вокальной техники, стилистика и манера исполнения, работа над репертуаром», «Эстрадно-джазовое инструментальное исполнительство», «Вокальный ансамбль», «Эстрадно-джазовый инструментальный ансамбль», «Общее фортепиано», «Основы актерского мастерства (по видам творчества)», «Сценическая речь», «Сценическое движение: пластика и ритмика», «Танец и пластическое воспитание», «Сольфеджио», «Джазовое сольфеджио», «Теория музыки», «Гармония», «Джазовая гармония», «Основы композиторской техники», «Композиция и анализ вокальной и инструментальной музыки», «Композиция и анализ музыкально-сценических жанров», «Аранжировка», «Инструментоведение», «Инструментовка», «Чтение партитур», «Жанры и формы классической музыки», «Жанры и формы современной музыки», «Основы режиссуры», «Постановка эстрадного номера», «Режиссура эстрадных, музыкально-сценических и шоу композиций», «Основы вокальной педагогики», «Основы эстрадно-джазовой педагогики», «Методика преподавания эстрадно-джазового и рок вокала», «Методика преподавания эстрадно-джазового инструментального исполнительства»;

«История русской хореографии», «История зарубежной хореографии», «Композиция и форма в хореографии», «Семиотика и стиль хореографии», «Композиции и драматургия балетного спектакля», «Основы режиссуры в хореографии: миниатюра и балетный спектакль», «Классический танец (по видам)», «Техника исполнения разных видов танца: классического, бального, латиноамериканского», «Европейские танцы: жанры и формы», «Балетная педагогика», «Методика преподавания разных видов танца: классического, бального, латиноамериканского», «История балетной музыки», «Музыкальная драматургия балетного спектакля», «Язык специальности: искусствоведческая терминология» и др.

Лекции и практические занятия проводятся в соответствии с выбранным студентом профилем подготовки. В то же время все студенты, обучающиеся на факультете искусств, имеют возможность посещать любые курсы дисциплин, которые им интересны.

Семинары и практические занятия включают в себя художественную критику произведений искусства, анализ драматических, балетных спектаклей, произведений современных музыкально-сценических жанров, хореографических, эстрадно-джазовых и шоу композиций разных стилей.

 

По программе магистратуры

кафедра курирует профиль подготовки «Музыкально-сценическое искусство»

Руководитель программы – Елена Николаевна Куриленко

Программа магистратуры позволяет осуществлять комплексную подготовку кадров для научной, творческой, педагогической, практической, культурно-просветительской, организационно-управленческой деятельности.

Профиль «Музыкально-сценическое искусство» включает все виды творчества в области драматического и различных жанров музыкального театра (опера, балет, мюзикл, рок-опера, шоу-представления и др.), эстрадно-джазового вокального и инструментального исполнительства, композиции, аранжировки.

 

Для студентов, обучающихся по данному профилю магистратуры, читаются следующие курсы лекций и проводятся практические занятия: «История музыкально-сценических жанров», «История эстрадно-разговорных жанров», «Формирование художественного образа в искусстве (по видам творчества)», «Музыкально-сценическое искусство в контексте развития современного исполнительства», «Искусство ведущего теле и радио-программ», «Дикторское искусство в контексте развития современного творчества», «Исполнительское искусство и педагогика (по видам творчества)», «Методика преподавания музыкально-сценических дисциплин (по видам творчества)», «Педагогические системы музыкально-сценического искусства (по видам творчества)», «Интерпретация идей и образов классической и современной литературы в вокальной музыке, в музыкально-сценических жанрах», «Практика художественной критики в музыкально-сценическом искусстве», «Композиция музыкально-сценических произведений», «Композиция хореографических произведений», «Методология комплексного анализа художественных произведений», «Методология анализа музыкальных партитур» и др.

Важнейшим направлением работы кафедры – преподавателей и студентов - является проведение научных исследований по актуальным проблемам в сфере теории и истории культуры, теории и истории театрального, хореографического, музыкально-сценического искусства, театральной семиотики, теории и истории музыкального и балетного театра, художественной критики (по видам творчества).

Новыми и важными для развития культуры ХХI века являются исследования в области массовой культуры, эстрадно-джазового вокального и инструментального исполнительства, рок-музыки, а также таких современных сценических жанров как мюзикл, рок-опера, шоу-представления и др.

Инновационные процессы, которыми наполнено современное социокультурное пространство России, требуют от кафедры конкурентоспособности ее выпускников. Решению этой задачи служит комплекс мер по совершенствованию системы обучения будущих выпускников. Среди них важное место занимает их практическая подготовка. В связи с этим кафедра имеет широкую базу практик для студентов, выбравших определенный профиль. В магистратуре кафедра театрального искусства курирует профиль «Музыкально-сценическое искусство», что позволяет осуществлять комплексную подготовку кадров для научной, творческой, педагогической, практической, культурно-просветительской, организационно-управленческой деятельности.