Искусство Великой Победы. Ломоносовские чтения – 2020


21 апреля 2020 г. на факультете искусств прошла в онлайн режиме традиционная научная конференция «Ломоносовские чтения», посвященная в этом году 75-летию Великой Победы.

Весь сегодняшний опыт дня позволяет нам говорить о том, насколько важным в периоды испытаний для страны и мира становится создание, исполнение, восприятие и осмысление произведений искусства. Тема жизни искусства и его творцов в лихолетье Великой Отечественной войны приобретает сегодня не только символическое, но и большое культурно-воспитательное значение. Точно так же, как по-новому звучали 75 лет назад мотивы побед и славы русского оружия прошедших столетий. И тем важнее становится разговор об этом в рамках научного обсуждения в МГУ, помня о том, что студенты, педагоги и сотрудники Московского университета одними из первых отправились на фронты Великой Отечественной, защищая будущее страны, отечественной науки, образования. И будущее искусства во всех его проявлениях – от станковой живописи до плаката, от оперы до популярной песни, от балета до театрализованных зрелищ агитбригад и, конечно, искусство слова, родной речи, литературы. Это жанровое разнообразие с позиций серьезного искусствоведческого анализа и стало предметом обсуждения на секции «Искусствоведение».

Пленарное заседание открыл декан факультета профессор А. П. Лободанов докладом о художниках военной поры, в котором он осветил, в частности, особенности творчества замечательного представителя отечественной академической школы живописи Самуила Виханского. В докладах был затронут широкий спектр воплощения темы Великой Отечественной войны в хореографическом искусстве (профессор Е. Н. Куриленко), в оперном творчестве (доцент Г. В. Заднепровская), в песенной лирике военных лет (профессор О. С. Крюкова), в искусстве плаката (ст. преп. В. В. Оньша), в творчестве артистов московских театров («Репертуарная политика фронтовых бригад 1941-1945 гг.», профессор И. Э. Горюнова), в работе советских переводчиков («Нюрнбергский процесс: «боевое крещение» синхронного перевода», доцент М. Б. Раренко).

Живой отклик получили выступления гостей конференции доц. Ю. И. Бундина из Санкт-Петербурга («Эволюция батального жанра в русской живописи XIX–XXI веков») и И. В. Глазова из Академии имени Строгановых («Военный триумф в монументальной живописи послевоенного десятилетия: особенности изобразительной риторики»).


По данным электронного счетчика программы Zoom в чтениях приняло участие более ста преподавателей, студентов, аспирантов и гостей конференции. А это, разумеется, свидетельствует о том, что все названные темы обладают и большой притягательностью, и потенциалом для изучения в меняющихся условиях современности.


© 2001-2020 Факультет искусств МГУ имени М. В. Ломоносова
При перепечатке текстовой информации и фотографий ссылка на сайт обязательна

г. Москва, Б. Никитская, д. 3, стр. 1

+7 495 629 5605  info@arts.msu.ru