Факультет искусств
МГУ имени М. В. Ломоносова
Публикации

Лободанов А.П. «Лекции по семиотике искусства».
– М.: «БОС», 2021.
Лекции по семиотике искусства на китайском языке (в переводе кандидата искусствоведения доцента факультета Ли Цзяньфу и магистра Му Синьюй) с параллельным русским текстом. Книга предназначена для использования в учебном процессе по программам магистратуры «Музыкальное искусство» и «Изобразительное искусство» на китайском языке.

Бундин Ю.И. Право и культура. Словарь-справочник нормативных понятий и определений. — СПб.: «Первый класс», 2021.
Предлагаемое словарное издание характеризует современный уровень развития понятийного аппарата в области нормативного правового регулирования сферы культуры и искусства. В нем впервые в отечественной практике собраны и систематизированы регламентируемые законодательными актами основные понятия, термины и определения, связанные со этой сферой. При этом, определения понятий приводятся как дословные выдержки из текста, воспроизводящие нормативные положения правовых актов.
Систематизация понятийного материала, используемого в нормативных правовых актах, особенно актуальна в свете разработки нового проекта закона о культуре Российской Федерации. Существенную помощь издание может оказывать в совершенствовании федерального и регионального законодательства, ведомственного нормотворчества, унификации ведомственных актов на основе единого понятийного аппарата российского законодательства.
Издание будет полезно творческим работникам и бизнес-специалистам сферы культуры и искусства, должностным лицам государственных органов, сотрудникам бюджетных организаций, студентам высших и средних специальных учебных заведений в овладении знаниями об основах правового регулирования сферы культуры и творческого предпринимательства и их применения на практике.

Лободанов А.П. Леонардо да Винчи музыкант. Лекции по курсу «Семиотика искусства».
— М.: БОС, 2021. — 56 с., илл.
Издание посвящено исследованию творчества Леонардо да Винчи как музыканта-практика. Оно вписывается в музыкальный быт его времени и расширяет представление о музыкальной культуре эпохи Возрождения. Рассматриваются интересы Леонардов области личного музыкального исполнительства, создания новых музыкальных инструментов, экспериментальных исследований звукоизвлечения и поисков новых тембральных возможностей известных музыкальных инструментов. Отмечается, что сценические и инженерные разработки Леонардо были направлены лишь на музыкальную практику в области светской музыки и создания театрально-музыкальных знаковых ансамблей.
Анализируются представления Леонардо о музыке как в феноменологическом аспекте, так и в аспекте музыкальной практики. Отмечается, что сопоставления Леонардо анатомии человека и явлений музыкальной практики рождались, в том числе и в русле его музыкально-сценических экспериментов, стремления к постижению гармонии как эстетического принципа, заложенного в природе и направляющего художественную деятельность творца — живописца, скульптора, поэта или музыканта.
Издание адресовано студентам и аспирантам-искусствоведам, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами теории и истории искусства.

Владышевская Т.Ф. Рождественские беседы о духовной музыке. Выпуск 2. Сборник статей по материалам XXVIII Международных рождественских образовательных чтений.
— М.: Луч, 2020. — 272 с.
Во втором выпуске сборника «Рождественские беседы о духовной музыке» изданы статьи участников конференции «XXVIII Международные рождественские образовательные чтения», проходившей в Москве в январе 2020 года по благословению патриарха Кирилла. В рамках направления «Церковь и искусство» на факультете искусств МГУ имени М.В. Ломоносова состоялись ежегодные заседания музыкальной секции Чтений, посвященные научным и учебно-воспитательным проблемам современного православного мира. Доклады были разделены на два основных направления: международная конференция «Музыкальная культура православного мира» и круглый стол «Духовно-музыкальное воспитание юношества».

Лободанов А.П. Взгляды Леонардо да Винчи на искусство. Лекции по курсу «Общая теория искусства». — М.: БОС, 2020. — 64 с.: илл.
Издание посвящено исследованию взглядов Леонардо да Винчи на искусство. Рассматриваются представления Леонардо о живописи как философии; раскрывается теоретическая мысль да Винчи, положенная в основу его живописной практики. Анализируется понимание «природы» у Леонардо, понимание природы подражания рассматривается как главнейший теоретический принцип художественной практики и опытно-экспериментальной деятельности Леонардо. Анализируются суждения Леонардо о восприятии, о связи между внешним миром и миром души. Определяется понимание опыта у Леонардо и описание великим мастером научного подхода к искусству.
Издание адресовано студентам и аспирантам-искусствоведам, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами теории и истории искусства.

Alexander Lobodanov. Dance as a System of Signs. – Liberty publishing house, New York, 2020.
Dance as a System of Signs examines the semiotic nature of dance in the historical and ontological aspects. This study of the basic concepts and categories of dance semiotics is based on a wide illustrative material. Special attention is paid to the study of the properties, structure, and types of dance signs.
«Танец как система знаков» исследует семиотическую природу танца в историческом и онтологическом аспектах. Изучение основных понятий и категорий танцевальной семиотики основано на обширном иллюстративном материале. Особое внимание уделяется изучению свойств, строения и типов танцевальных знаков.

Лободанов А.П. Избранные труды. Т. I. История ранней итальянской лексикографии: Из истории филологической мысли и практики эпохи Возрождения. 3-е изд. — М.: БОС, 2020. — 364 с. (табл., илл.)
Второй том избранных трудов включает несколько книг. В книге «Синтаксис и стиль местоимений» (1-е изд. М.: БОС, 2015) рассматриваются вопросы текстуализации и грамматико-лексикографической кодификации личных, неопределенных и отрицательных местоимений итальянского языка XIII—XVI вв., описывается история сложения и функционирования названных групп местоименных слов, позволяющая исследовать проблему синтактико-стилистической обусловленности их лексикограмматической «актуализации» в текстах указанного периода.
Книга «Problematiche grammatical! nel passaggio italiano-russo» (Pisa: TEP, 2011; Pisa: University Press, 2018) посвящена вопросам сопоставительной грамматики итальянского и русского языков в аспекте перевода с итальянского языка на русский.
Книга «Язык итальянских школьных грамматик: норма и узус» (1-е изд. М.: БОС, 2017) посвящена описанию процессов грамматической кодификации итальянского языка в школьных и описательно-нормативных грамматиках со второй половины XIX по конец XX вв. Книга имеет целью проверку надежности метода рассмотрения грамматических явлений (как предмета историко-грамматического описания) в их троякой представленности — в грамматиках (попытки кодификации языка в терминах традиции), в словарях (современный узус и проспективная норма) и в текстах (языковая реальность своего времени).
Настоящее издание включает также статьи автора, близкие тематике второго тома. В публикуемой серии избранных трудов работы, выполненные на иностранных языках, печатаются в оригинальной версии. Все переводы, кроме особо оговоренных, выполнены автором.

Лободанов А.П. Избранные труды. Т. II. Историческая и сравнительная грамматика итальянского языка. — М.: БОС, 2020. — 474 с.
Второй том избранных трудов включает несколько книг. В книге «Синтаксис и стиль местоимений» (1-е изд. М.: БОС, 2015) рассматриваются вопросы текстуализации и грамматико-лексикографической кодификации личных, неопределенных и отрицательных местоимений итальянского языка XIII—XVI вв., описывается история сложения и функционирования названных групп местоименных слов, позволяющая исследовать проблему синтактико-стилистической обусловленности их лексикограмматической «актуализации» в текстах указанного периода.
Книга «Problematiche grammatical! nel passaggio italiano-russo» (Pisa: TEP, 2011; Pisa: University Press, 2018) посвящена вопросам сопоставительной грамматики итальянского и русского языков в аспекте перевода с итальянского языка на русский.
Книга «Язык итальянских школьных грамматик: норма и узус» (1-е изд. М.: БОС, 2017) посвящена описанию процессов грамматической кодификации итальянского языка в школьных и описательно-нормативных грамматиках со второй половины XIX по конец XX вв. Книга имеет целью проверку надежности метода рассмотрения грамматических явлений (как предмета историко-грамматического описания) в их троякой представленности — в грамматиках (попытки кодификации языка в терминах традиции), в словарях (современный узус и проспективная норма) и в текстах (языковая реальность своего времени).
Настоящее издание включает также статьи автора, близкие тематике второго тома. В публикуемой серии избранных трудов работы, выполненные на иностранных языках, печатаются в оригинальной версии. Все переводы, кроме особо оговоренных, выполнены автором.

Лободанов А.П. Избранные труды. Т. III. Очерки из истории отечественной итальянистики. 3-е изд. — М.: БОС, 2020. — 362 с.
Книга «Очерки из истории отечественной итальянистики» (1-е изд. М.: «БОС», 2013; 2-е изд. М.: «БОС», 2015) посвящена дисциплине, исторически сформировавшейся как комплексное изучение языка, литературы и искусства Италии в их неразрывном единстве. В ней излагаются в историко-филологическом освещении вопросы взаимосвязей русской и итальянской культур, истории и просвещения, рассмотренные в аспекте искусства слова—итальянского в России и русского в Италии.
Настоящее издание включает также статьи автора, близкие тематике третьего тома. В публикуемой серии избранных трудов работы, выполненные на иностранных языках, печатаются в оригинальной версии. Все переводы, кроме особо оговоренных, выполнены автором.

Яйленко Е.В. Венецианская палитра. Мир частного человека в искусстве Венеции эпохи Возрождения. — М.: БуксМАрт, 2020. — 448 с.: ил.
Монография Е. В. Яйленко представляет собой исследование искусства венецианского Возрождения, которое возможно изучать лишь в тесной связи с основополагающими проявлениями духовной жизни эпохи. В работе рассмотрены произведения не только корифеев венецианского ренессансного искусства — Джованни Беллини, Джорджоне, Тициана и Паоло Веронезе, но и художников, малознакомых отечественному читателю. Автор воссоздает картину мира ренессансного человека в двух основных ее аспектах — отношение к женщине и к природе, что подразумевает обращение к широкому кругу мировоззренческих проблем. При этом живописные и графические произведения рассматриваются в тесной связи с художественной проблематикой: вопросы стиля, смыслового значения и т.д.
Содержательную базу исследования образует фактический материал, почерпнутый из многочисленных исторических источников эпохи — трактатов о семейной жизни, философских сочинений о женской красоте, трудов по воспитанию, компендиумов о жизни на вилле и т.д. Они служат основой для интерпретации художественного содержания произведений искусства, предлагая своего рода реальный комментарий к ним и позволяя усмотреть в них конкретное жизненное содержание.

Барабаш Н.А. Блеск и нищета постмодернизма.
— М.: АКАДЕМИКА, 2019.
В книге обосновывается и раскрывается не только путь, которым продолжает двигаться постмодерн в качестве фаворита времени, но и предпосылки его появления, когда, достигнув критической массы, модерн более не смог развиваться дальше и уступил место новому явлению. Однако парадность и шумиха, созданная вокруг «имени» постмодерна, вовсе не обозначают его таковой истинной сути. Скорее, наоборот, вся книга, включая игру, абсурд, парадоксы, еще с большей точностью и неотвратимостью создают энтропийное поле, развитие на котором чревато самыми непредсказуемыми негативными последствиями, в чем легко удостовериться, сверив авторский анализ и эмпирический метод исследования с происходящими в социуме, в искусстве, внутри самой личности процессами, которые вряд ли возможно назвать позитивными. Отсюда и такое провокационное отчасти название исследования, связанное с необходимостью опровержения мнимых успехов и завоеваний постмодерна.
Адресовано всему научному сообществу, тем, кого интересует не только проблема именно этого движения, этого флера, но никак не направления в искусстве, и кто сможет, скорей всего, почерпнуть из этой книги нечто такое, что с какой-то неожиданной стороны раскроет суть и значение постмодерна как набившее оскомину движение в мире идей, образов, смыслов. Как явно подверженное энтропии явление времени, весьма важное и необходимое этому времени.

Зиновьева О.А. Доисторические образы в современном городе.
— М.: Издательство Московского университета, 2019. — 254 с.; илл.
Опираясь на последние данные археологических, антропологических и биологических исследований, автор прослеживает корни возникновения символов и образов, которые в виде скульптур и архитектурных элементов заполняют пространство наших городов.

Трещалин М.Ю., Трещалина А.В. Энергетическая концепция жизни. Т. II. Численная символика в мировоззрении человечества. Энергия пирамид.
— М.: БОС, 2019. — 204 с. (табл., илл.)
Книга «Энергетическая концепция жизни» (ЭКЖ) состоит из 2-х томов. В том 1 входит первая часть ЭКЖ — «Энергия космоса и биосфера», том 2 объединяет в себе 2-ю и 3-ю части ЭКЖ: «Численная символика в мировоззрении человечества» и «Энергия пирамид».
В томе II приведен анализ символики, разработанной мудрецами ушедших веков, который позволил предположить наличие единой системы мироздания. Особое внимание уделено анализу чисел, упомянутых в христианской религиозной литературе. Изложена оригинальная гипотеза, объясняющая символику величин, указанных в Библии, Откровении от Иоанна Богослова, евангелиях.
Также рассматриваются вопросы восприятия и концентрации внешней космической энергии пирамидальными сооружениями. Дается анализ строительных материалов и минералов, используемых при возведении пирамид. С исторических и инженерно-технических позиций проводится анализ взаимосвязи христианства и египетских пирамид.
Своеобразием ЭКЖ является новая мировоззренческая направленность и строгое физико-математическое обоснование идей и гипотез.
Книга предназначена для широкого круга читателей.

Трещалин М.Ю., Трещалина А.В. Энергетическая концепция жизни. Т. I. Энергия космоса и биосфера.
— М.: БОС, 2019. — 352 с. (табл., илл.)
Книга «Энергетическая концепция жизни» (ЭКЖ) состоит из 2-х томов. В том 1 входит первая часть ЭКЖ — «Энергия космоса и биосфера», том 2 объединяет в себе 2-ю и 3-ю части ЭКЖ: «Численная символика в мировоззрении человечества» и «Энергия пирамид».
В томе I подробно изложены комплексные исследования, посвященные анализу влияния на организм человека внешних энергетических воздействий, имеющих космическое происхождение, биоритмике и цикличности природных процессов. Проведенные исследования показали, что в зависимости от величины характеристик внешней энергетики, существующих в период созревания плода, можно определить наилучшие и критические фазы жизнедеятельности личности, потенциальные склонности, способность к восприятию и накоплению информации.
Данная работа не ставит своей конечной целью предсказание судьбы — в книге строгое обоснование идей и гипотез, проведенное на основании научных достижений в области физики, биологии, социологии, медицины, математики.
Книга предназначена для широкого круга читателей.

Даниленко Н.Б., Лободанов А.П., Рождественский К.А. Дом Якоби.
— М.: БОС, 2018. — 72 с., илл.
Дом Якоби (г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 3, стр. 1) — памятник русского классицизма. Сейчас в нем располагается факультет искусств МГУ имени МВ. Ломоносова. Предлагаемый очерк, дополняющий историю Московского университета, посвящен истории этого уголка нашего университетского пространства в единстве его историко-архитектурной эволюции и развития образования в области искусства.

Маловичко С.И., Мухутдинов А.А., Реснянский С.И. Интеллектуальная история России: курс лекций. — М.: БОС, 2018. — 376 с.
Учебное пособие представляет собой лекции по интеллектуальной истории России XI-XXI вв. Авторы обращают внимание на недостаточно освещенные в нашей учебной исторической литературе вопросы о влиянии текста Библии на сознание древнерусского летописца, о жизни исторических конструкций киевского «Синопсиса» в русской литературе и общественном сознании XVIII-XX вв., о возникновении двух типов исторического знания: социально ориентированного и научного (на примере исторических текстов М.В. Ломоносова и Г. Ф. Миллера) и политики памяти, которую пыталась провести посредством своего исторического сочинения Екатерина II. В лекциях рассматриваются вопросы об отношении нововременной науки и общественного сознания, о проблеме времени, конструировании в сознании отношения к «справедливой / несправедливой» войне, о европоцентризме и ориентализме в русской общественной и научной мысли XIX-XX вв., о соотношении научного исторического знания и общественного (массового) сознания XlX - начала XXI вв.
Учебное пособие даст возможность студентам научиться, самостоятельно интерпретировать разные нарративные практики и формы исторического сознания. Текст относится к научно-популярному жанру. Пособие имеет четкую тематическую направленность и основательную научную проработку.
Курс лекций по интеллектуальной истории России рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

Никитина Н.Н. Классическая философия. Избранное.
— М.: БОС, 2018. — 292 с.
Размышления о прекрасном и искусстве сопровождают историю философии практически с момента ее возникновения. Ярчайшая из страниц вписана в историю этих философских поисков немецкой классической философией, чрезвычайно высоко оценившей искусство как форму духовного творчества и познания истины. Философия искусства в немецкой классике становится неотъемлемой частью философской системы, без которой она утрачивает свою смысловую целостность.
Задача настоящего пособия заключается в том, чтобы рассмотреть созданную Аристотелем теорию искусства, проблему научного и философского истолкования искусства Гегеля, тесную взаимосвязь природы искусства и эстетического удовольствия в философии Канта.
Автор учебного пособия — Никитина Наталья Николаевна, доктор философских наук, профессор кафедры «Семиотики и общей теории искусства» факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова.
Издание предназначено для специалистов, студентов гуманитарных факультетов в зов и широкого круга читателей.

Ковалев Андрей. Книга перемен. Том 1 : Материалы к истории русского искусства / Андрей Ковалев. — [б. м.]: Издательские решения, 2017. — 502 с.
«Книга перемен» — сборник статей художественного критика Андрея Ковалева. Перемежая академичные исследования с короткими журнальными заметками, автор рассказывает историю современного российского искусства от Малевича до Рогинского. Рассказывает в своей уникальной манере: субъективной, описательной, атмосферной — именно такой, которая позволит читателю увидеть уже знакомые и новые произведения искусства глазами историка, погруженного в живой художественный процесс.

Кошаев В.Б. ОНТО. Искусство христианского мира (I - начало II тыс. н.э.). Часть 1. Теория и дидактика предмета
— М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2017. — 208 с.: илл.
Культ в христианском искусстве парадоксален идеей жертвенности: Бога — человеку. Это и есть осуществление ОНТО, или ОНТОС (Сущего), как бытия в истории через возможность прямого раскрытия в сознании и материи Духовного начала и его значения для освобождения от первородного греха. Сущее выражено в Средневековом искусстве темой Крестной Жертвы Спасителя.
В настоящем издании онтология понимается в теме Подвига Жертвы. Учебное издание содержит две части. Первая посвящена теме дидактики онтологии искусства и некоторым малоразработанным вопросам теории, важным как для искусствознания, так и гуманитарной сферы в целом. Вторая часть служит своего рода иллюстрацией первой части и раскрывает специфику этапов развития искусства христианского мира в указанном периоде времени.
Издание подготовлено в рамках направления основ философии в искусствознании для образовательной области искусствоведения магистратуры и аспирантуры, а также может быть использовано при изучении культурологии, а также морфологии и феноменологии искусства.

Кошаев В.Б. ОНТО. Искусство христианского мира (I - начало II тыс. н.э.). Часть 2. Этапы формирования образной системы.
— М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2017. — 296 с.: илл.
Вторая часть учебного издания посвящена четырем периодам христианского искусства: катакомбного времени, периода утверждения богословием сути изображения, времени иконоборчества и самого начала второго тысячелетия.
Необходимость такого разбора связана с отсутствием дидактического построения темы в связи с накопившимися вопросами общей теории искусства. Этому посвящена 1-я часть издания. 2-я часть обращена к истории искусства христианского мира — теме, основополагающей в целом для культуры и искусства.
Издание подготовлено в рамках дисциплины «Основы философии в искусствознании» для образовательной области искусствоведения. Может использоваться при изучении истории искусства, культурологии, философии искусства, а также отдельных дисциплин: морфологии, феноменологии, онтологии, типологии искусства.

Никитина Н.Н. Философия искусства Канта. «Критика способности суждения». Учебное пособие. — М.: БОС, 2017. — 76 с.
Задача настоящего учебного пособия — помочь студентам в изучении философии искусства одного из гениальнейших мыслителей Нового времени — Иммануила Канта.
Автор учебного пособия — Никитина Наталья Николаевна, доктор философских наук, профессор кафедры «Семиотики и общей теории искусства» факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова.
Издание предназначено для специалистов, студентов гуманитарных факультетов вузов и широкого круга читателей.

Лободанов А.П., Сидоркин А.А. Язык итальянских школьных грамматик: норма и узус.
— М.: БОС, 2017. — 228 с.
В книге проводится анализ школьных грамматик итальянского языка (вторая половина XIX — начало ХXI вв.), оказавших наибольшее влияние на формирование языковой нормы. Выявляются наиболее значимые изменения современного языкового состояния и общие эволюционные тенденции, обусловленные влиянием процессов нормирования и стандартизации на языковую систему.
Для исследователей, студентов и аспирантов, специализирующихся в области истории и современного состояния итальянского языка.

Заднепровекая Г.В. Анализ музыкальных произведений: Учебник. — 3-е изд.,
стер — СПб.: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2016. — 272 с.: ноты.
В данном учебнике представлены основные формы европейской музыки, начиная от XVII в. вплоть до современности. В нем раскрываются фундаментальные понятия музыкальной формы в их связи с содержанием и художественным мировоззрением композиторов указанного периода. Изучение теории классико-романтических форм дает в дальнейшем свободу понимания различных музыкальных стилей и направлений, способствует глубинному постижению многогранного мира искусства.
Представленный учебник предназначен для студентов средних профессиональных учебных заведений, реализующих программы по музыкальному образованию и искусству. Однако учебник может быть использован также студентами высших музыкальных учебных заведений.

Лободанов А.П. Словарная практика и филологическая мысль итальянского Возрождения.
— М.: БОС, 2016. — 516 с. (табл., илл.)
В книге прослеживаются основные этапы взаимодействия лексикографической практики и филологической мысли в Италии XV — начала XVII вв., рассматриваются внешние и внутренние закономерности развития лексикографии периода формирования национальных европейских языков, анализируется сложение метода толковой лексикографии во взаимосвязи с развитием филологической мысли в Италии эпохи Возрождения, на примере истории ранней итальянской лексикографии обосновываются принципы исторической теории лексикографии.
Книга адресована исследователям, специализирующимся в области исторической лексикографии, лингвистам-романистам, занимающимся историко-филологическим изучением итальянского языка, студентам и аспирантам, изучающим историю итальянского языка, а также будет полезна широкому кругу филологов, интересующихся вопросами культуры итальянского Возрождения.

Маркова А.И., Великодная И.Л. Гюстав Доре в России. Опыт каталога. 1867–1917.
— Москва, 2016. — 164 с.
Книга является первым опытом каталога изданий с иллюстрациями Гюстава Доре (1832-1883), вышедших на русском языке в России до 1917 г. — всего более семидесяти изданий, выявленных в центральных книгохранилищах России и некоторых частных собраниях.
Для специалистов и широкого круга читателей, интересующихся вопросами истории книги и книжной графики.

Никитина Н.Н. Философия и теория искусства Аристотеля.
— М.: БОС, 2016. — 56 с.
Задача настоящего пособия заключается в том, чтобы рассмотреть созданную Аристотелем теорию искусства и ответить на важнейший для понимания природы искусства вопрос: в чем же состоит принципиальное отличие подражательного искусства от всех других форм человеческой деятельности, дающее ему право на автономию?
Автор учебного пособия — Никитина Наталья Николаевна, доктор философских наук, профессор кафедры «Семиотики и общей теории искусства» факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова.
Издание предназначено для специалистов, студентов гуманитарных факультетов вузов и широкого круга читателей.

Silenok Valentine
Art for art students : Secon Edition / Valentine Silenok.
— [б. m.] : Издательские решения, 2016. — 64 с.
Целью данного пособия является создание практической базы для формирования у студентов умений и навыков перевода с английского языка на русский и с русского языка на английский. Данное пособие ориентировано на студентов ВУЗов искусств с языковой подготовкой Pre Intermediate-Lower Intermediate Intermediate (часть языкового материала относится к уровню Upper-intermediate).

Лободанов А.П. Очерки из истории отечественной итальянистики. 2-е изд.
— М.: БОС, 2015. — 388 с.
В книге излагаются в историко-филологическом освещении вопросы взаимосвязей русской и итальянской культур, рассмотренные в аспекте искусства слова — итальянского в России и русского в Италии. Разработка тем, изложенных в предлагаемых очерках, может быть продолжена в академических исследованиях и университетском преподавании.
Книга предназначена для исследователей, специализирующихся в области истории отечественной романистики, для студентов и аспирантов, занимающихся историей итальянистики в России, а также будет полезна тем, кого интересуют исторические связи русской культуры и Италии.

Лободанов А.П. Синтаксис и стиль местоимений. Главы из исторической грамматики итальянского языка.
— М.: БОС, 2015. — 448 с.
В книге рассматриваются вопросы текстуализации и грамматиколексикографической кодификации личных, неопределенных и отрицательных местоимений итальянского языка XIII-XVI веков, описывается история сложения и функционирования названных групп местоименных слов, позволяющая исследовать проблему синтактико-стилистической обусловленности их лексико-грамматической «актуализации» в текстах указанного периода.
Разработка предложенной темы может быть продолжена в академических исследованиях иных групп местоимений, а также в университетском преподавании курса истории итальянского языка.
Книга предназначена для исследователей-романистов, специализирующихся в области истории итальянского языка, для студентов и аспирантов, занимающихся исторической грамматикой итальянского языка, а также будет полезна переводчикам со староитальянского и тем, кого интересуют исторические процессы формирования итальянского литературного письменного языка.

Лободанов А.П. Ломоносов и искусства в Московском университете в XVIII веке. Вступительная лекция для студентов первого курса 1 сентября 2015 г.
— М.: БОС, 2015
.

Кошаев В.Б. Опыт отношения к искусству. Онтология народного искусства.
— М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2014. — 180 с., илл.
Искусствоведение рассматривает только искусству присущие свойства, но проблема в том, что искусство это не сам художественный объект, а особый духовный чувственный «медиум», ищущий смысл жизни вначале как красоту формы, а затем распечатывающий ее в сознании многих поколений. Ядром народного искусства в его духовной истине выступает условие жертвенной предопределенности, где культ в отношениях естественного и сверхъестественного - субъекта и рода - пронизывает изобразительно-декоративную и технологическую стороны жизнеустройства. Эти отношения и должны быть поняты с помощью онтологии искусства.
Для студентов, аспирантов, преподавателей, специализирующихся в области искусствоведения, искусствознания, философии искусства, культурологии.

Яйленко Е.В., Василенко С.В. Живопись эпохи Возрождения.
— М.: Олма Медиа групп, 2014.
Изобразительное искусство эпохи Ренессанса представляет собой одно из ярчайших явлений в истории мировой культуры. В этот период жили и творили великие художники и скульпторы, создавшие непревзойденные шедевры.
В альбоме представлены лучшие произведения мастеров итальянского и Северного Возрождения.

Владышевская Т.Ф. Древнерусская певческая культура и история.
— М.: Луч, 2013. — 464 с.
Монография Т.Ф.Владышевской "Древнерусская певческая культура и история" посвящена истории певческого искусства и колоколов в России Х - ХVIII веков. Исследование выполнено на основе широкого круга материалов, многие темы находятся на стыке разных дисциплин -церковной археологии, лингвистики, богословия, истории, фольклористики, музыковедения. Древнерусское музыкальное наследие - это не только важнейшая часть отечественной культуры. Церковные песнопения, колокольные звоны,русские народные песни - обрядовые, протяжные, былинный эпос, входят в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Большую часть работы составляют впервые введенные в научный оборот расшифовки, песнопения русским святым - кн. Владимиру, кн. Ольге, св. Борису и Глебу, преподобным Феодосию Печерскому и Сергию Радонежскому, выполненные по древнерусским певческим рукописям из московских рукописных собраний. Работа иллюстрирована черно-белыми и цветными фотографиями.

Лободанов А.П. Семиотика искусства: история и онтология: Учебное пособие. - 2-е издание.— М.: Издательство Московского университета, 2013. — 680 с., илл., табл., схемы, нотные примеры. — (Классический университетский учебник)
В книге излагаются в историко-онтологическом аспекте основы дисциплины «Семиотика искусства» как науки о знаковой природе искусства. В ней дается системное описание основных понятий, терминов и категорий семиотики как эмпирического и теоретического знания. Кроме того, проводится исследование свойств, структуры и типов знаков; особое внимание уделяется неприкладным и прикладным искусствам; дается анализ семиотических систем (специальных и интегральных); намечаются общие исторические черты развития семиотики как гуманитарного знания.
Книга содержит глоссарий терминов, таблицы и схемы, иллюстрации и нотные примеры. Цель автора — дать целостное и обозримое изложение дисциплины, разработка которой может быть продолжена в академических исследованиях и университетском преподавании.
Для студентов, аспирантов, преподавателей и исследователей, специализирующихся в области искусств. Книга также будет полезна всем, кто интересуется искусствознанием, историей и теорией искусства.

Зубко Г.В. Искусство Востока. Курс лекций / Г.В. Зубко.
— М.: Восточная книга, 2012. — 432 с., илл.
Настоящий курс лекций представляет собой своего рода введение в изучение сложной проблематики, связанной с традиционным искусством Востока.
В книге искусство Востока исследуется на примере всего лишь некоторых, но весьма представительных образцов — искусства индуизма, буддизма, ислама, а также искусства Китая и Японии. Внутри каждой из этих больших тем особо выделяются наиболее значимые сферы, демонстрирующие в полной мере специфические особенности того или иного искусства. В случае искусства индуизма, например, основное внимание сосредоточено на сакральной архитектуре, а при рассмотрении китайского искусства речь преимущественно идет о пейзажной живописи. Искусство Востока находится в прямой соотнесенности с системой религиозных мифологических представлений, поэтому сакральная архитектура индуизма, являющегося религией, складывавшейся в течение тысячелетий и характеризующейся значительной устойчивостью, в наибольшей степени отражает основополагающие принципы мировосприятия, нашедшие свое отражение в искусстве индуизма. Аналогично и в случае с китайской пейзажной живописью, неразрывно связанной с концепциями даосизма и конфуцианства, именно данный вид искусства с наибольшей полнотой демонстрирует взгляд средневековых китайцев на Мироздание. В процессе рассмотрения искусства разных народов Востока проводятся определенные параллели и сопоставления с ключевыми принципами, на которых основывается искусство Запада.

Шелухина Е.Н. Сэр Джордж Шолти. Встречи с Россией.
— М.: Г.И. Саамов, 2012. — 160 с.
Настоящее научно-популярное издание, приуроченное к 100-летию со дня рождения сэра Джорджа Шолти, является первым монографическим исследованием о дирижёре на русском языке. В книге освещены многогранные творческие связи Шолти с отечественной музыкальной культурой и её выдающимися представителями. Для широкого круга читателей, интересующихся исполнительским искусством.

Яйленко Е.В. Миф Италии.
— М.: НЛО, 2012. — 335 с.
Книга Евгения Яйленко посвящена проблематике "итальянизмов" в русской культуре. На обширном материале романтического и постромантического искусства автор демонстрирует роль итальянского компонента, показывая, как именно итальянские мотивы сказываются в изменении самой жанровой структуры отечественной живописи, в появлении новых изобразительных формул пейзажа, бытовой и исторической картины.

Барабаш Н.А. Телевидение и театр: игры постмодернизма.
Изд. 2-е.— М.: КомКнига, 2010. — 184 с.
В монографии впервые предпринята попытка рассмотреть постмодернизм не только через призму литературы, но и выявить его проявления, особенности существования на телевидении и в театре. Поэтому в книге обосновывается взаимосвязь таких разных явлений, как тысячелетний театр и относительно молодое телевидение — почти ровесник самого постмодернизма. Рассматриваются композиционная и структурная составляющие, анализируется жанровая и метафорическая природа театра как вида искусства и телевидения как эстетического феномена времени. Анализ проводится на обширном эмпирическом материале, основой которого служат многие театральные постановки, а также передачи, программы отечественного ТВ, деятельность телеведущих, актеров и режиссеров. Их вклад в развитие культурэстетической ситуации оценивается с позиций философского понимания проблемы постмодернизма и обратного влияния на функционирование и жизнедеятельность театра и телевидения.
Книга может рассматриваться как проявление индивидуального, во многом парадоксального взгляда автора на проблему постмодерна.
Адресовано студентам гуманитарных специальностей и всем тем, кого интересует природа ведущего направления современной эстетики — постмодернизма: театроведам, историкам, литературоведам, критикам.

Владышевская Т.Ф., Левашова О.Е., Кандинский А.И. История русской музыки вып. 1.
— М.: Музыка, 2010. — 570 с.
Учебник по истории русской музыки, созданный взамен учебника для исполнительских факультетов музыкальных вузов под редакцией Н.В. Туманиной, вышедшего в 1957-1960 гг., написан с учетом новейших исследований в области музыкознания и специфики изучения курса истории русской музыки студентами различных специальностей. Первый выпуск учебника посвящен периоду развития русской музыки от древнейших времен до творчества композиторов "Могучей кучки". В нем рассматривается творчество основоположника русской классической музыки Глинки, его современников: Верстовского, Алябьева, Варламова, Гурилева, а также Даргомыжского.
Предназначается для студентов музыкальных вузов.

Зубко Г.В. Древний символ. Истоки. Смысловая структура. Эволюция / Г.В. Зубко.
— М.: Университетская книга, 2010. — 248 с.
Исследуются истоки символа как явления культуры, представляющего собой одну из ее характерных черт. В основе анализа феномена символа положены данные мифа, который рассматривается не как вымысел, а важное древнее знание. Символ, его истоки, природа и трансформации анализируются также в соотнесенности с учениями античности и восточными религиозно-философскими системами. В многослойной структуре символа вычленяются три составных элемента. Это ядро - своего рода «капсула» вечного смысла; периферия - зона дробления, развития и синтеза смысловых компонентов и «оболочка» - сфера взаимодействия периферии с Миром конечных форм, видимая, доступная для восприятия современного человека. Формулируются основные принципы трансформационных процессов, происходящих внутри смысловой структуры символа. На примере наскальных изображений и древнейших систем письменности рассматривается функционирование символов на самых ранних этапах существования человечества.
Для философов, филологов, культурологов, историков. Может использоваться в учебном процессе вузов при подготовке кадров по социально-философским и гуманитарным направлениям и специальностям. Представляет интерес для широкого круга читателей.

Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Декоративно-прикладное искусство"/ В.Б. Кошаев
— М.: ВЛАДОС, 2010. — 272 с., илл.
Учебное пособие содержит материалы по вопросам теории, композиции и истории декоративно-прикладного искусства. Раскрываются основные термины и понятия, принципы взаимосвязи декора и формы, познавательные свойства и типичные формы народной, конфессиональной, светской, авангардной художественной традиции декоративноприкладного искусства.
Пособие адресовано студентам художественных и художественно-педагогических вузов, может быть использовано педагогами дополнительного образования.

Трубочкин Д.В. Античная литература и драматургия. Пособие для студентов творческих вузов.
— М., 2010. — 224 с.
В книге излагается история важнейших видов античной поэзии - эпоса, лирики, драмы - в их наиболее выразительных, классических образцах (VIII-IV вв. до н.э. в Греции. П в. до н.э. - I в. н.э. в Риме). На характерных примерах показано развитие некоторых прозаических жанров эпохи эллинизма и Римской империи, в которых применялись и переосмысливались классические образцы. Цель книги - дать связное, выразительное, понятное, обозримое и современное изложение, способное привлечь интерес читателя к античной словесности. Книга задумана как пособие для студентов, занимающихся искусствами и не являющихся специалистами в античности; она может быть полезна всем, кто интересуется античной словесностью.

Яйленко Е.В. Венецианская античность.
— М.: НЛО, 2010. — 468 с.
Книга Евгения Яйленко посвящена интерпретации античных сюжетов в искусстве Венеции XV-XVI веков: от художников семейства Беллини до Тициана, Веронезе и Тинторетто. Специалисты непременно оценят ее глубокую фундированность, проработанность материала, полноту научного аппарата. Просто читатели - увидят венецианское Возрождение как увлекательное зрелище, почувствуют это интереснейшее время в полноте его культуры, вовсе не сводимой в данном тексте к освоению мифологических тем.

Винокурова О.К. Искусство Германии и Австрии в «именах» и понятиях : монография / О.К. Винокурова.
— М.: КДУ, 2009. — 220 с.
В книге раскрываются основные этапы развития искусства немецкоязычной Европы через имена и понятия. Проведен анализ развития смыслового пространства терминов Kultur, Kunst, Stil в немецкоязычном художественно-куЛьтурном ареале. Особое внимание уделено значению понятия Gotik, причинам возникновения термина Sondergotik.
Выявлены основные дефиниции, отражающие развитие немецкого искусства и художественной культуры в целом в эпоху Возрождения, барокко, Просвещения и романтизма. Biedermaier рассматривается как истинно немецкое явление. Анализируется возникновение и значение терминов Jugendstil и Sezession в Германии и Австрии.
Книга предназначена для специалистов в области истории искусства, истории культуры и искусства Германии и Австрии, для филологов- германистов. Она может быть использована в учебном процессе, а также в лексикографической практике при составлении как переводных, так и лингвострановедческих словарей.

Лободанов А.П. Юрий Владимирович Рождественский: Очерк творческой биографии.
— М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. — 231 с., илл.
В предлагаемой читателю книге рассматривается творческий путь, научные взгляды и педагогическая деятельность выдающегося русского филолога, теоретика и философа языка и культуры Заслуженного профессора МГУ имени М.В. Ломоносова, академика РАО Юрия Владимировича Рождественского (10 декабря 1926 - 24 октября 1999).
Книга предназначается специалистам в области гуманитарного знания, филологам - преподавателям, студентам и аспирантам. Она может быть полезна и широкому кругу читателей, интересующихся современными проблемами развития филологической науки, устройства речевых отношений общества, вопросами теории культуры.

Лободанов А.П.
Язык. Литература. Искусство.
— М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. — 312 с.

Зубко Г.В. Миф: взгляд на Мироздание.
— М.: Университетская книга, 2008. — 360 с., илл.
Рассмотрен миф как явление культуры и особый взгляд на мироздание Раскрыты научные представления о мифе, дан анализ их природы, истоков и ключевых категорий. Представлены культурные проекции мифа в фольклоре, религии, искусстве, языке. Изложение насыщено культурно-историческим материалом, основано на трудах крупнейших исследователей мифа, в нем нашло отражение мифологическое наследие разных народов.
Для философов, культурологов, этнографов, историков. Может использоваться в учебном процессе вузов при подготовке кадров по социально-философским и гуманитарным направлениям и специальностям. Представляет интерес для широкого круга читателей.

Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве (на материалах изделий из дерева): учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Декоративно-прикл. искусство и народные промыслы" / В.Б. Кошаев.
— М.: ВЛАДОС, 2006. — 120 с., илл.
В учебно-методическом пособии систематизирован обширный материал по композиции в русском народном искусстве с точки зрения ее содержания: структуры, средств и приемов, основных понятий и истории развития. Общие тенденции композиции иллюстрируются материалами резьбы и росписи по дереву.
Пособие предназначено студентам, обучающимся на художественных и художественно-педагогических специальностях и тем, кто интересуется декоративно-прикладным искусством.

Владышевская Т.Ф.
Музыкальная культура Древней Руси.
— М.: Знак, 2006. — 468 с.

Литвинов С.В. Art and Society: Учеб. пособие по английскому языку для студентов вузов и факультетов искусств.
— М.: Изд-во МГУ, 2002. — 250 с.
Пособие предназначено для студентов старших курсов факультетов и вузов искусств. Материал пособия может быть также использован для аналитического чтения, перевода, развития навыков устной речи (составление резюме текста, вопросы и ответы, монологическая речь), знакомства с искусствоведческой терминологией современной англоязычной литературы. Материалом пособия являются оригинальные произведения британских и американских авторов.

Ковалев А. А. Российский акционизм, 1990-2000.
— М.: Agey Tomesh/WAM, 2007. — 450 с.
Крупнейшая работа по изучению практически всех событий перформативного характера на протяжении 90-х годов произвел Андрей Ковалёв в сборнике «Российский акционизм. 1990–2000», куда помимо описаний акций самими художниками также включены цитаты из реакции СМИ на происходившие события, начиная с «Художественного журнала» («ХЖ») и заканчивая народной газетой «Мегаполис-экспресс».
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
---|